По факту закона о ксеноне в Украине нет.
Есть статьи «КУоАП» 121 часть 1 а также 121 часть 4 которые говорят:
121 ч.1 Управление водителем транспортным средством с неисправностями систем тормозного или рулевого управления, тягово-сцепного устройства, внешних световых приборов (в темную пору суток) или другие технические неисправности, с которыми согласно установленным правилам эксплуатация запрещается, или переоборудовано с нарушением соответствующих правил, норм и стандартов. И предусматривает штаф в размере 340 грн.
121 ч.4 Повторное в течение года совершение любого из нарушений, предусмотренных ст. 121 ч1, 2, 3
* Влечет за собой лишение права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев или административный арест на срок от пяти до десяти суток.
И так давайте же разберемся что такое переоборудование конкретно световых приборов, как это определить и чем это чревато.
Каждый автомобиль имеет конкретную комплектацию, о которой есть специальные обозначения на фарах авто:

- первая маркировка это знак международного утверждения и код страны, его выдавшей. Соответствующая маркировка, обозначающая тип фары (внешнего светового прибора), а также знак официального утверждения (состоит из круга, в котором проставлена буква «Е», за которой следует номер страны, предоставившей официальное утверждение, и номера официального утверждения) наносится на рассеивателе фары и на корпусе фары, если рассеиватель может быть от него отделен. В США фары маркируются аббревиатурой «DOT» (Department Of Transport/Министерство транспорта), а «европейские» – буквой «Е» в кружочке с цифрой – кодом страны, где фара одобрена для использования («Е1» — Германия, «Е2» — Франция, и т.д.).
- Германия
- Франция
- Италия
- Нидерланды
- Швеция
- Бельгия
- Венгрия
- Чешская Республика
- Испания
- Югославия
- Великобритания
- Австрия
- Люксембург
- Швейцария
- —
- Норвегия
- Финляндия
- Дания
- Румыния
- Польша
- Португалия
- СНГ
- Греция

Вторая маркировка это предназначение фары:
- A: Боковые фар
- B: ПТФ
- C: Ближний свет
- R: Дальний свет
- CR: Ближний и дальний свет
- C/R: Ближний или дальний свет

Третьей маркировкой идёт регламент фар (т.е. тип света)
- HC: Галогеновые лампы ближнего света
- HCR: Галогеновые лампы ближнего и дальнего света
- HC/R: Галогеновые лампы ближнего или дальнего света

Далее четвёртое обозначение это маркировка фар для ксенона
- DC: Ксенон ближний свет
- DR: Ксенон дальний свет
- DC/R: Ксенон ближний или дальний свет
Пятое обозначение это освещенность в люксах (сколько фара выдаёт света): 7.5; 10; 12.5; 17.5; 20; 25; 27.5; 30; 37.5; 40; 45; 50.
Шестое, стрелка указывающая направление движения: если на фаре стоит стрелка, то такая фара предназначена для левостороннего движения, если стрелки нет – то для правостороннего. Если стрелка двухсторонняя, то фара годится и для обоих направлений.
Ну и последнее обозначение которое может присутствовать на фаре это фирма производитель фирма-производитель: AL, Aspock, Bosch, Britax, Carello, CEV, Cobo, Gmak, Hella, Ermax, Europoint, Koito, Ichikoh, Icjpoint, Imasen, Jokon, Lescoa, OEW, Olsa, Oсвар, Rinder, Reiluxia, Rubbolite, TRW, THK, Schefenacker, Seima, Sylvania, Sidler, Socop, Stanley, SWF, Superpoint, Valeo, Vignal, Yorka, ZKW, ULO и другие.
Итак, что даёт нам данная информация? А именно то, что не указанно либо указанно противоположное от установленного и является переоборудованием.
Допустим, автовладелец установил на свой автомобиль ланос Led лампу вместо штатной галогенной. По факту переоборудование, т.к мы сменили тип лампы указанный на самой фаре, а также световой поток указанный на фаре. Второй случай, автовладелец установил на свой автомобиль биксеноновые линзы. По факту переоборудование, т.к. мы сменили тип лампы указанной на фаре, но при этом у нас световой поток соответствует ДСТУ нашей страны от 2010 года (который по сей день не менялся) и получается спорная ситуация по правонарушению.
И Так разберем ДСТУ 3649:2010, который так же трактует условия использования световых приборов авто. И именно ДСТУ используется для определения качества света при техосмотре авто.
Требования к внешним световым приборам, описаны в пункте 6.1 и его подпунктами. А методы контроля световых приборов авто описаны в пункте 7.1.
В описании мы можем найти, явный запрет использования ксеноновых ламп в фарах без автокорректора и обывателя фар, но определить тип установленной лампы может только специальный прибор. Инспектору вынимать что либо из фар категорически запрещено. Но также есть и описание правильной светотеневой границы, которую должна давать фара если на ней нет каких либо обозначений.
Из контекста ДСТУ 3649:2010-
За відсутності даних відповідно до 6.1.6.4, початковий кут нахилу променів фар або розташування світлотіньової межі на контрольному екрані (рисунок 1) має відповідати значенням, наведеним у таблиці 2.



Владея этой информацией мы можем с уверенностью сказать какие фары переоборудованы, а какие нет. Но у нашей полиции нет сертификатов и лицензий на проверку переоборудования световых приборов, так как проверка должна производиться с люксометром на специальном стенде при включенном двигателе. Размеры площадки должны обеспечивать расстояние от оптического экрана до рассеивателя фар не меньше 5 метров. Нарушение каких-либо условий тестирования дает владельцу автомобиля право оспорить выписанный штраф за установку ксенона.
Как себя вести, если вам пытаются выписать штраф за ксенон?
Пока в законе не прописаны четкие инструкции, разрешен ли ксенон в Украине, у водителей имеется возможность отстаивать права в споре с инспектором. Как поступить, если инспектор обвиняет в использовании нестандартной оптики:
- Попросите его подкрепить выводы фактами.
- Спросите, каким способом было выявлено нарушение.
- Попросите инспектора предъявить удостоверение. Водитель не обязан отвечать на вопросы сотрудника ДАИ, пока тот не подтвердил статус государственного служащего. Личные данные инспектора пригодятся, если придется оспаривать протокол в суде.
- Попробуйте объяснить, что применяете галогенные фары с холодным белым свечением. Свет таких оптических приборов похож на свечение газоразрядных ламп.
- Требуйте составления официального протокола с обязательным участием понятых.
Для четкого обоснования претензий инспектору придется проводить специальный тест. Без экспертизы визуально инспектор не сможет установить вид лампы. Выкручивать оптический прибор для определения его вида запрещено законом.
Тестирование проводится при соблюдении целостности всех частей транспортного средства. Часто твердость и непреклонность водителя заставляют служителя закона отступить. Можно ли устанавливать газоразрядные лампы, непростая дилемма, которая стоит перед многими водителями. В итоге каждый решает сам, как поступить и стоит ли рисковать.